Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ёлкинский детский сад

Четверг, 26.12.2024, 13:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Музыкальная страничка | Регистрация | Вход

Музыкальная страничка

Развитие музыкальных способностей в домашних условиях

Музыка занимает важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников. К сожалению, дети с нарушением зрения несколько отстают в музыкальном развитии от нормально развивающихся сверстников. Музыкальные способности любого ребенка, о особенно ребенка с нарушением зрения, будут развиваться более динамично, если в этом будут заинтересованы его родители.

Многие родители не имеют специального музыкального образования, но даже они в состоянии организовать несложные дома несложные, но очень полезные игры. Например, в игре “Громко - тихо запоем” водящий должен найти спрятанную игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни. Звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Помимо развития динамического слуха в этой игре у ребенка с нарушением зрения развивается пространственная ориентировка.

Уважаемые родители!
Предлагаем подробнее познакомиться с консультацией "Развитие музыкальных способностей в домашних условиях
"

 

 

Воспитание дошкольников в семье средствами музыки

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Уважаемые родители!
Предлагаем подробнее познакомиться с консультацией Воспитание дошкольников в семье средствами музыки»

Как организовать музыкальный уголок дома

Музыка - это гармоничный мир, полный светлой радости и тихой печали, бесшабашного веселья и спокойной, созидающей энергии. Каждый может найти в музыке что-то свое, необходимое только ему. И чтобы это произошло, надо только как можно раньше приоткрыть таинственную дверь и показать маленькому человечку ступеньки-этапы, ведущие к вершине.

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку.

Какие именно инструменты должны быть в уголке?

Уважаемые родители!
Предлагаем подробнее познакомиться с консультацией Как организовать музыкальный уголок дома»

Учим ребенка слушать музыку

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.

Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.

Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Уважаемые родители!
Предлагаем подробнее познакомиться с консультацией «Учим ребенка, слушать музыку»

«Условия для музыкального развития ребенка в семье»

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Мамам и папам об образовательной области "Музыка"

В раннем детстве музыкально-ритмическая деятельность ребёнка выражается чисто импульсивной реакцией на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения. Однако эти реакции еще несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.

Дети пятого года жизни могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет, чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма - умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

Задачи воспитания и обучения:

  1. учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;

  2. развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;

  3. развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе НОД по развитию музыкально-ритмических способностей особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая ее сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм), передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Из сюжетной драматизации берется принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музыкально-игровые образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за движениями физкультурников, воинов, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т. д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, театральные спектакли. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения мы назовем образными, имитационными, сюжетными.

Из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.). Помимо этого, используются элементы, характерные только для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.

Движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, при обучении ритмике выполняют определенную функцию - выражают характер музыки. Сравним. На занятиях физкультурой, при обучении ходьбе обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: то становится энергичной, четкой, бодрой, когда звучит торжественный марш; то плавной, спокойной.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения се особенностей в разнообразных движениях.

Если ребенок музыкально одарен

Мир, если посмотреть на него глазами ребёнка, един, в нем нет больших и маленьких событий, и всё в этом мире прекрасно. Белый снег, мамин фартук, синее море, цветочек, звезды на небе. Это-поэзия, вытекающая из образа мышления ребенка. И это суть его жизненного опыта. Дети умеют в самом обыденном видеть необычайное. В своем воображении они легко преобразуют реальное, легко перемещающееся в пространстве, легко соединяют между собой самые разные времена, легко и просто соединяют между собой реальное и фантастическое. Детям присущ свой взгляд на вещи, своя философия жизни, свой опыт.

Одаренный человек не может быть лёгким человеком. Он всегда в каком-то смысле труден и для себя и для окружающих. И не только потому, что мы беспокоимся за его будущее, нет, он и сегодня своим нынешним поведением, отличающимся от обычного, беспокоит нас. Но замечу, что ребенок уходит не в мир бесплодных мечтаний, этих «снов наяву», как часто случается с детьми, а в предметный мир, в мир творчества, в мир искусства! Задаваясь вопросом, как развить способности ребенка и не погубить при этом его добровольный и радостный интерес к занятиям искусством, будем понимать, что не обучение ремеслу гасит творческий пыл ребенка, а равнодушие и ограниченность того, кто его учит. Конечно цель воспитания и образования заключается в том, чтобы раскрыть в человеке творческое «Я» и сделать человека свободным и дать такое понимание жизни, которое позволит ему быть счастливым.

Музыка – неотъемлемая часть духовной культуры ребенка. Общеизвестно, что все дети любят играть, выдумывать, фантазировать, а это значит, что в каждом ребёнке заложены потенциальные творческие способности, которые необходимо раскрыть. Одной из задач музыкального воспитания является задача по развитию творческой активности детей во всех видах музыкальной деятельности. Она заключается в том, что развитие творческого отношения к музыке должно быть в доступной для детей деятельности: в восприятии музыки, в импровизации попевок, в передаче музыкально-художественных образов в играх, хороводах, в применении новых сочетаний в танцевальных движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Непринужденность обстановки, радостное удивление от вдруг появившейся музыки, которую ребенок сам придумал, способствует тому, что сочинение и импровизация становится любимым видом деятельности на музыкальных занятиях.

Каждый педагог способен придумать свои творческие задания. Я использую следующие виды музыкально-художественной импровизации:

  1. Вокальная импровизация (или песенное творчество);
  2. Двигательная (игровое, танцевальное творчество);
  3. Ритмическая импровизация (упражнения на развития ритмического слуха, метроритмики);
  4. Инструментальная (игра на детских музыкальных инструментах).

В ритмической импровизации даю подготовительные упражнения на развитие ритмического слуха, на ощущение размера, сильной доли такта: маршируем, прыгаем, топаем, хлопаем, играем в «Ритмическое эхо» (точно повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом или самими детьми). Предлагаю индивидуальную самостоятельную импровизацию в пьесе «Бубен», «Барабан».

По песенному творчеству составлен перспективный план, где предусматриваются разно-уровневые задания в соответствии с возможностями, индивидуальными особенностями и возрастом детей. Выбираю и распределяю музыкальный материал по песенному творчеству, используя такие приёмы как пение взрослых, индивидуальный показ, пение «на ушко», пение с отстукиванием ритмического рисунка, пение для пришедшего героя, «спой лучше меня», «закончи песенку». Игры «Сочини песенку», «Добавь словечко», «Спой колыбельную для мамы», «Музыкальное лото» использую как средство развития песенного творчества и коммуникативных способностей детей.

В песенном творчестве предлагаю детям сочинить музыку в жанре марша, колыбельной, плясовой, сочинить попевки на заданный текст в характере своего героя, песенные вопросы-ответы. Детей поощряю за сочинительство, за новизну. Тем самым развивается устойчивый интерес к песенному творчеству.

В двигательной импровизации побуждаю детей к передаче настроения музыки характерными танцевальными движениями, к созданию танцевального образа персонажей пластикой своего тела, побуждаю к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей, поощряю стремление ребенка придумать танцевальную характеристику новому герою. («Танец осеннего листа», «Шагали стулья на парад», «Выход одинокого волка» и т.п.)

Для этого подобрала и разработала комплекс этюдов, упражнений в игровой форме, серию тематических занятий по танцевальному творчеству, изготовила пособия, дидактические игры «Придумай движение», «Кто так танцует?», «Сочини пляску», «Учитесь танцевать», атрибуты для творческих импровизаций.

В игровом творчестве побуждаю детей вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения , побуждаю как индивидуально, так и коллективно создавать образы персонажей, ощущая своего партнера, стремясь подыграть ему. Детям предлагается инсценировать хорошо знакомые сказки, а также придумать, сочинить свою, новую. Инновацией в моей работе стало сочинение и разыгрывание коллективной пьесы из жизни детей «Счастливый случай». Из средств выразительности использую игрушки, шапочки-маски, элементы костюмов, декораций, всевозможные атрибуты.

В инструментальной импровизации совершенствую умения детей воспроизводить различные ритмы на ударно-шумовых инструментах, исполнять мелодии и попевки, в которых встречаются поступательные ходы в пределах небольших звукорядов, так же побуждаю сочинять сначала небольшие пьесы («Дождик», «Ручек», «Игривый котёнок»), а на заключительном этапе дети могут своей импровизацией украсить настольные, кукольные спектакли, драматизации сказок.

Также творчество прослеживается и на праздниках, вечерах развлечений, в музыкальных спектаклях и детских операх, где у детей воспитываю эмоционально положительное отношение к праздникам, желание участвовать в подготовке и проведении их, развивая тем самым инициативу, активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Всё это дает возможность педагогу интереснее организовать деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Не сдерживайте творческую фантазию детей. Дайте им возможность раскрыть задатки, которыми они наделены от природы, помогите им выразить себя, сохраните и укрепите в них творческую независимость и свободу.

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Форма входа

Наш опрос

Как Вы проводите выходные дни с ребёнком?
Всего ответов: 1

Календарь

Часики

Друзья сайта

Школьные годы чудесные…

Счётчик

Осталось...

Мультики

Новости

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск